По итогам 2016 г. на транспортные услуги пришлось свыше 43% общего объема экспорта услуг республики, от транспортной деятельности получено почти 16% совокупного объема чистой прибыли и около 11% налоговых поступлений в бюджет. Согласно данным Национального статистического комитета по итогам 2016 г. грузооборот железнодорожного транспорта составил 41106,9 млн т/км, автомобильного —25239 млн т-км, воздушного — 108,1 млн т/км, внутреннего водного — 20,6 млн т/км. Объем перевозок грузов по видам транспорта:
железнодорожный — 126758 тыс. т, автомобильный —162579 тыс. т, внутренний водный — 2144 тыс. т, воздушный — 57 тыс. т.
В сфере транспортной деятельности Беларуси более 13 тыс. организаций различных форм собственности и свыше 17 тыс. индивидуальных предпринимателей, работают порядка 275 тыс. человек — 6,2%
общей численности занятых в экономике страны. На территории
республики порядка 100 тыс. км автомобильных дорог, 5,5 тыс. км
железнодорожных магистралей общего пользования, из которых пятая часть электрифицирована, а также 1,7 тыс. км внутренних водных
путей.
По грузообороту автомобильного и железнодорожного транспорта
на одного жителя (6,88 тыс. т/км) Беларусь опережает такие европейские страны, как Германия (5,22 тыс. т/км), Бельгия (3,6 тыс. т/км),
Франция (2,9 тыс. т/км), Италия (2,15 тыс. т/км).
Государственная Программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 гг. направлена на удовлетворение
потребностей населения и экономики республики в транспортных
услугах; обеспечение доступности, высокого качества и безопасности услуг транспорта; развитие инфраструктуры. В числе основных
задач — обновление подвижного состава, повышение скорости до-
ставки грузов, улучшение инвестиционной привлекательности, государственно-частное партнерство, рост эффективности функционирования транспортного комплекса.
Стратегией инновационного развития транспортного комплекса до
2030 г. определено формирование приоритетных направлений, обеспечивающих конкурентоспособность, безопасность, качество и доступность транспортных услуг, повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры, создание благоприятных
условий для внедрения инноваций в транспортной деятельности.
Предусмотрено сбалансированное развитие всех видов транспорта, рост валового национального дохода от транзита по территории
республики, формирование сети мультимодальных транспортно-логистических центров, позволяющих на основе современных информационно-коммуникационных технологий и контейнеризации
перевозок использовать преимущества всех видов транспорта и оказывать услуги по доставке грузов «от двери до двери».
В 2016-м экспорт услуг международного грузового авто-
транспорта Беларуси составил 902,6 млн долларов США.
За прошедшие четыре года присутствие белорусских
международных автоперевозчиков в ряде стран
Центральной Азии, Кавказа, региона Юго-
Восточной Европы возросло в три раза.
Количество выполненных одним
грузовым автомобилем кругорейсов
составило в 2016 г. 2,06 в месяц,
коэффициент использования
пробега за год вырос до 0,79.
Объем и количество доставок грузов, выполненных белорусскими
международными автоперевозчиками в 2016 г., являются максимальными годовыми показателями за пять минувших лет. Так, объем с учетом двусторонних перевозок в страны ЕАЭС увеличился на
12,4% и составил 12736820 т, а количество выполненных поездок
возросло на 13,2% — до 808192.
Доля белорусских автоперевозчиков в объемах вывоза экспортной
продукции составила по итогам 2016 г. 56,4% или 2466613 т, оставшаяся часть — за иностранными коллегами третьих стран (16,3% или
711501 т) и в двустороннем сообщении (27,3% или 1195944 т). При
импорте в республику объемы грузов, перевезенные национальными
транспортными компаниями, составляют 54,1%.
Большинство перевозок грузов белорусскими международными автоперевозчиками приходится на 17 государств. 72% в общем сегменте занимают Польша, Россия, Литва, Германия.
В международных автомобильных перевозках республики немало
компаний, которые имеют годовые показатели по объему выручки на
одного работающего 50 тыс. долларов США (это средняя эффективность рабочего места в экономически развитых странах), а на одно
транспортное средство — около 140 тыс. долларов США.
Подготовку водителей для работы в грузовых автомобильных перевозках осуществляют 10 учреждений профтехобразования республики. С 2011 г. ими выпущено порядка 1300 водителей-международников.
По объему экспортной выручки услуги международного грузового автомобильного транспорта республики входят в лидирующую тройку, обеспечивая положительное сальдо 500-600 млн долларов США в год. За минувшие пять лет дважды преодолен рубеж в один миллиард долларов США экспортной выручки, что до настоящего времени не удалось обеспечить ни одному другому виду экспортируемых услуг в Беларуси.
Протяженность в Республике Беларусь сети автомобильных дорог общего пользования более 86,8 тыс. км, в том числе около
15,9 тыс. км — республиканские и более 71 тыс. км — местные. Плотность сети составляет 431,7 км на 1000 км2
.
По территории страны проходит 1841 км международных автомобильных дорог категории «Е», а также 1513 км II и IX (с ответвлением
IX B) трансъевропейских транспортных коридоров.
В соответствии с Государственной программой по развитию и содержанию автомобильных дорог до 2019 г. планируется реконструировать и построить около 1158 км республиканских автомобильных
дорог и 2213 пог. м мостов и путепроводов. По параметрам 1-й категории будут реконструированы и построены 520 км республиканских
дорог международных стандартов.