Автомобильные перевозки в Республике Беларусь

          По итогам 2016 г. на транспортные услуги пришлось свыше 43% общего объема экспорта услуг республики, от транспортной деятельности получено почти 16% совокупного объема чистой прибыли и около 11% налоговых поступлений в бюджет. Согласно данным Национального статистического комитета по итогам 2016 г. грузооборот железнодорожного транспорта составил 41106,9 млн т/км, автомобильного —25239 млн т-км, воздушного — 108,1 млн т/км, внутреннего водного — 20,6 млн т/км. Объем перевозок грузов по видам транспорта:
железнодорожный — 126758 тыс. т, автомобильный —162579 тыс. т, внутренний водный — 2144 тыс. т, воздушный — 57 тыс. т. 




           В сфере транспортной деятельности Беларуси более 13 тыс. организаций различных форм собственности и свыше 17 тыс. индивидуальных предпринимателей, работают порядка 275 тыс. человек — 6,2% общей численности занятых в  экономике страны. На территории республики порядка 100 тыс. км автомобильных дорог, 5,5 тыс. км железнодорожных магистралей общего пользования, из которых пятая часть электрифицирована, а также 1,7 тыс. км внутренних водных путей. По грузообороту автомобильного и  железнодорожного транспорта на одного жителя (6,88 тыс. т/км) Беларусь опережает такие европейские страны, как Германия (5,22 тыс. т/км), Бельгия (3,6 тыс. т/км), Франция (2,9 тыс. т/км), Италия (2,15 тыс. т/км). Государственная Программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 гг. направлена на удовлетворение потребностей населения и  экономики республики в  транспортных услугах; обеспечение доступности, высокого качества и безопасности услуг транспорта; развитие инфраструктуры. В числе основных задач — обновление подвижного состава, повышение скорости до- ставки грузов, улучшение инвестиционной привлекательности, государственно-частное партнерство, рост эффективности функционирования транспортного комплекса. Стратегией инновационного развития транспортного комплекса до 2030 г. определено формирование приоритетных направлений, обеспечивающих конкурентоспособность, безопасность, качество и доступность транспортных услуг, повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры, создание благоприятных условий для внедрения инноваций в  транспортной деятельности. Предусмотрено сбалансированное развитие всех видов транспорта, рост валового национального дохода от транзита по территории республики, формирование сети мультимодальных транспортно-логистических центров, позволяющих на основе современных информационно-коммуникационных технологий и  контейнеризации перевозок использовать преимущества всех видов транспорта и оказывать услуги по доставке грузов «от двери до двери».
            В 2016-м экспорт услуг международного грузового авто- транспорта Беларуси составил 902,6 млн долларов США. За прошедшие четыре года присутствие белорусских международных автоперевозчиков в ряде стран Центральной Азии, Кавказа, региона Юго- Восточной Европы возросло в три раза. Количество выполненных одним грузовым автомобилем кругорейсов составило в 2016 г. 2,06 в месяц, коэффициент использования пробега за год вырос до 0,79.
       Объем и  количество доставок грузов, выполненных белорусскими международными автоперевозчиками в  2016 г., являются максимальными годовыми показателями за пять минувших лет. Так, объем с учетом двусторонних перевозок в страны ЕАЭС увеличился на 12,4% и  составил 12736820 т, а  количество выполненных поездок возросло на 13,2% — до 808192. Доля белорусских автоперевозчиков в объемах вывоза экспортной продукции составила по итогам 2016 г. 56,4% или 2466613 т, оставшаяся часть — за иностранными коллегами третьих стран (16,3% или 711501 т) и в двустороннем сообщении (27,3% или 1195944 т). При импорте в республику объемы грузов, перевезенные национальными транспортными компаниями, составляют 54,1%. Большинство перевозок грузов белорусскими международными автоперевозчиками приходится на 17 государств. 72% в общем сегменте занимают Польша, Россия, Литва, Германия. В международных автомобильных перевозках республики немало компаний, которые имеют годовые показатели по объему выручки на одного работающего 50 тыс. долларов США (это средняя эффективность рабочего места в экономически развитых странах), а на одно транспортное средство — около 140 тыс. долларов США. Подготовку водителей для работы в грузовых автомобильных перевозках осуществляют 10 учреждений профтехобразования республики. С 2011 г. ими выпущено порядка 1300 водителей-международников.
     По объему экспортной выручки услуги международного грузового автомобильного транспорта республики входят в лидирующую тройку, обеспечивая положительное сальдо 500-600 млн долларов США в год. За минувшие пять лет дважды преодолен рубеж в один миллиард долларов США экспортной выручки, что до настоящего времени не удалось обеспечить ни одному другому виду экспортируемых услуг в Беларуси.
           Протяженность в  Республике Беларусь сети автомобильных дорог общего пользования более 86,8 тыс. км, в  том числе около 15,9  тыс. км — республиканские и более 71 тыс. км — местные. Плотность сети составляет 431,7 км на 1000 км2 . По территории страны проходит 1841 км международных автомобильных дорог категории «Е», а также 1513 км II и IX (с ответвлением IX B) трансъевропейских транспортных коридоров. В соответствии с Государственной программой по развитию и содержанию автомобильных дорог до 2019 г. планируется реконструировать и  построить около 1158 км республиканских автомобильных дорог и 2213 пог. м мостов и путепроводов. По параметрам 1-й категории будут реконструированы и построены 520 км республиканских дорог международных стандартов.