Оценка уровня логистического обслуживания транспортной компании

Транспортно-экспедиционное обслуживание – процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции и установленными нормами, и требованиями.
Обеспечить высокое качество грузовых перевозок – это значит полностью учесть интересы грузовладельцев, постоянно предлагать им новые виды сервиса при перевозке грузов и на основе маркетинга прогнозировать перспективный спрос на транспортные услуги, находить способы дополнительного привлечения на автомобильный транспорт клиентов.
Оценку качества транспортного обслуживания в перевозках грузов (выполнение заказов грузоотправителей) можно производить по уровню удовлетворения спроса. Проанализируем степень удовлетворения запросов клиентов компании. Для чего будем использовать данные, представленные в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 – Количество выполненных запросов к общему числу запросов в 2019 г.


1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Выполнено запросов
1799 (84,9%)
3054 (87%)
3216 (88,7 %)
2273 (82,7%)
Невыполненные запросы
321 (15,1%)
453 (13%)
408 (11,3%)
475 (17,3%)
Всего запросов

2120
3507
3624
2748


Рисунок 1 – Степень удовлетворения запросов клиентов в 2019 г.
 На основании данных таблицы 1 и диаграммы можно увидеть, что в 3 квартале получен самый высокий процент выполненных запросов, а именно 88,7%, по отношению к невыполненным запросам, а самый низкий процент выполненных запросов получен в 4 квартале. Это связано с отсутствием необходимых транспортных средств.
На основании данных из таблицы 1 можно посчитать такой показатель доступности системы транспортного обслуживания, как готовность к доставке. Рассчитаем данный показатель по формуле:

Готовность к доставке = Вз / Пз * 100%,                                                   

где  Вз – выполненные заказы;
Пз – поступившие заказы.
                               
Готовность к доставке = (1799 + 3054 + 3216 + 2273 / 2120 + 3507 + 3624 + 2748) * 100% = 86,2%

Данный показатель на ЧТУП «МПИ-Экспресс» составляет 86,2%, что говорит о  достаточно высоком уровне готовности данного предприятия к доставке. Важным показателем надёжности доставки груза является его сохранность. Уровень сохранности по количеству может быть выражен через процент грузов, потерянных при доставке, от общего количества доставленных грузов. Аналогичным образом используется показатель процента грузов, испорченных при доставке, от общего количества доставленных грузов для определения уровня сохранности по качеству.
Рассчитаем данные показатели по следующим формулам:

Сохранность по количеству = Опг / Оог * 100 % ,                                                                                                                                                        

где  Опг – объём потерянных грузов;
Оог – общий объём грузов.

Сохранность по качеству = Оиг / Оог * 100 % ,                                       

где  Оиг – объём испорченных грузов;
Оог – общий объём грузов.

Данные для расчёта этих показателей представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Объём перевезённых грузов в ЧТУП «МПИ-Экспресс»
Наименование показателей
2018
2019
Темпы роста, %
Объём перевозок, тонн
21 360
28 847
135
Объём потерянных грузов, тонн
65
20
30,8
Объём испорченных грузов, тонн
45
58
128,9

Сохранность по количеству в 2018 г. = 65 / 21 360 * 100% = 0,3%

Сохранность по количеству в 2019 г. = 20 / 28 847 * 100% = 0,07%

Сохранность по качеству в 2018 г. = 45 / 21 360 * 100% = 0,2%

Сохранность по качеству в 2019 г. = 58 / 28 847 * 100% = 0,2%

Из представленных расчётов можно увидеть, что показатель сохранности по количеству в 2019 г. По сравнению с предыдущим годом снизился на 0,23%, что является положительной тенденцией. Что касается сохранности по качеству, то он стабильно держится на уровне 0,2%. т.к. процент потери обычно не должен превышать 1 %, а в нашем случае показатели гораздо ниже, то можно считать, что в транспортной компании показатели сохранности грузов при перевозках находятся на достаточно высоком уровне.
Одним из параметров оценки уровня надёжности доставки является имидж, или репутация субъектов, участвующих в процессе доставки. Чем выше репутация участников системы доставки, тем выше уровень надёжности доставки.

Имидж субъекта = Кж / Ор,                                                                        

где Кж – количество жалоб к фирме за год;
      Ор – Объём работ фирмы за год.

Рассчитаем данный показатель. Данные для расчёта представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Количество жалоб на ЧТУП «МПИ-Экспресс»
Наименование показателя
2018
2019
Темпы роста, %
Количество претензий к фирме
32
27
84,4
Общее количество выполненных запросов
6 864
10 342
150,7

Имидж фирмы в 2018 г. = 32 / 6 864 = 0,0047

Имидж фирмы в 2019 г. = 27 / 10 342 = 0,0026

По полученным расчётам можно увидеть, что показатель снизился в 1,8 раз, что является положительной тенденцией, т.к. это говорит о том, что уменьшилось количество жалоб к фирме в 2019 г. По сравнению с предыдущим годом.
Важным показателем надёжности системы доставки является своевременность. Возможность обеспечения доставки грузов в точно назначенный срок свидетельствует о достаточной надёжности выбранной системы доставки.  Обеспечение своевременной доставки грузов позволяет избежать дополнительных затрат.
Рассчитаем данный показатель для анализируемой компании по формуле:

Своевременность доставки = Окс / Оке,                                                     

 где  Окс – общее количество сбоев в перевозках;
Оке – общее количество ездок.

Для расчёта используем данные, представленные в таблице 4.                      

Таблица 4 – Количество сбоев в доставке грузов
Наименование показателя
2018
2019
Темпы роста, %
Общее количество сбоев
12
23
158,3
Общее количество ездок
6 864
10 342
150,7

Своевременность доставки в 2018 г. = 12 / 6 864 = 0,0017 или 0,17%

Своевременность доставки в 2019 г. = 23 / 10 342 = 0,0022 или 0,22%

Как можно видеть из расчётов, данный показатель увеличился на 0,05% в 2019 году по сравнению с предыдущим годом, что является негативной тенденцией, т. к. показывает, что количество сбоев в доставке возросло.